Как научить ребенка самостоятельно делать уроки / детский психолог онлайн
Этот вопрос я слышу от родителей в начальной школе и в средней. А в старшей обычно он трансформируется в проблему «ребенок не хочет учиться» или «ребенку ничего не интересно».
Получается, что помощь детям в подготовке уроков, которую родители оказывают в начальной и средней школе не ведет к самостоятельности и сознательности в вопросах обучения?
На мой взгляд, да.Если ребенок до школы не приучен делать задания сам, то за 1-2 класс обычно можно этот процесс наладить. Чем раньше это произойдет, тем лучше, чтобы у ребенка выработался стойкий навык самостоятельного обучения. И тогда в подростковом возрасте он сам сможет контролировать свою успеваемость и направленность интересов.
Что делать, если готовить домашние задания вместе (а порой и вместо) ребенка вы уже не хотите?
1. Главное, что понадобится для работы над любой проблемой – это время. Для обучения ребенка самостоятельному выполнению домашних заданий понадобится 2-3 месяца. За это время регулярные действия по плану приведут к формированию у ребенка (и у родителей) нового навыка.
2. Не менее важное – ваше хорошее эмоциональное состояние. Запаситесь терпением, дружелюбием, уверенностью в том, что ребенок с вашей помощью за отведенное время достигнет поставленной цели. Помните! Обучение новому происходит постепенно. На пути к цели и вы, и ребенок будете ошибаться, отклоняться, стараться вернуться к прежнему стереотипу. Будьте терпимы друг к другу.
3. Далее – акцент на распорядке дня, который вы составляете вместе с ребенком. Время для домашних заданий должно быть четко прописано и обговорено с ребенком. Важно! Времени должно быть достаточно для выполнения уроков, но оно не должно быть растянуто до сна. За уроками должна следовать приятная для ребенка деятельность. Научите ребенка пользоваться будильником (не в телефоне!), помогайте выставить нужное время, чтобы он понимал, когда пора переходить к следующему пункту расписания.
4. Действуйте постепенно. Разработайте план. Вспомните и подробно запишите все действия, которые вы выполняете для подготовки домашних заданий ребенка. От какого из них вам отказаться легче всего? (например, от многократных напоминаний). Постепенно уменьшайте количество напоминаний о необходимости сделать уроки. На фоне того, что у ребенка будет подспорье в виде расписания и будильника, напоминаний понадобится меньше. На выполнение этого пункта уйдет около 2 недель.
5. Когда избавитесь от одного «лишнего» действия, выберите из своего списка следующее, от которого можете отказаться. И аналогично работайте над ним. Результат придет быстрее, чем в п.4. Постепенно вы избавитесь от действий, которые считаете ненужными.
6. Параллельно с этим вырабатываем «правильные» действия, которые помогают ребенку ориентироваться в выполнении домашнего задания самостоятельно. Если ребенок основательно привык к вашей помощи при выполнении домашних заданий, то не только вам, но и ему трудно отказаться от этого стереотипа. Поэтому полезные навыки вырабатываем «издалека». Сначала дайте ребенку возможность самостоятельно собирать портфель в школу, разбираться с записью домашнего задания в дневнике, делать уроки в той последовательности, которая ему удобнее. Когда ребенок будет уверенно себя чувствовать в этих вопросах, с уроками дело тоже пойдет быстрее.
7. Если вы последовательно будете идти по этому пути, то через несколько месяцев ребенок научится делать уроки самостоятельно. А вы сохраните здоровье и хорошие отношения с ребенком.Уважаемые родители, постарайтесь поменьше критиковать учебную деятельность ребенка (для этого есть учитель). Помогайте только тогда, когда ребенок вас попросит об этом. Так он скорее научится задавать правильные вопросы, конструктивно реагировать на критику и исправлять свои ошибки.
Будьте готовы к тому, что во время привыкания к самостоятельной подготовке домашних заданий оценки ребенка снизятся на некоторое время. Но это обычно не касается знаний, а только отметок за домашние задания.
Важно! Данная инструкция больше подходит для детей, не имеющих специфических нарушений внимания, интеллекта и формирования школьных навыков. Если ваш ребенок имеет подобные нарушения, то для коррекционной работы с ним понадобится логопед, дефектолог, психолог.
Комментарии закрыты