Подготовка к школе / консультация детского психолога онлайн
Шпаргалка для родителей. Часть третья — психологическая адаптация
Поговорим о психологической готовности ребенка к школе. Конечно, хорошо, когда ребенок хочет учиться и настроен на получение знаний. Но если желания учиться у ребенка пока нет, постараемся это поправить. Чтобы заинтересовать ребенка учебой стоит запастись терпением и временем. Результат придет постепенно, но он обязательно будет. Пока ребенок учится быть взрослым, вы учитесь быть родителями.
Мы знаем, что интерес к учебе легче всего воспитывается на основе родительского интереса. Итак, вспоминаем себя, ищем то, что было для вас интересным в школе. Стараемся рассказать ваши интересные случаи ребенку в виде коротких, забавных историй. Нравоучения не радуют ни вас, ни ребенка! Положительные эмоции – важнейший фактор для того, чтобы заинтересовать ребенка чем угодно, даже учебой. Что еще важно помнить? Игра для ребенка 3-10 лет – основной вид деятельности, через который лучше всего проходит обучение.
Если вы уже начали работу по формированию у ребенка самостоятельности, то заметили, что параллельно с самостоятельностью у ребенка повышается самооценка, он становится увереннее в себе, смелее пробует новое, меньше зависит от постороннего мнения. Возможно, вы уже почувствовали удовольствие от того, что ваш ребенок многое умеет делать сам и меньше нуждается в вашей помощи.
Если ребенок по какой-то причине не хочет идти в школу
Если ребенок по какой-то причине не хочет идти в школу, поиграйте с ним в «школу». Ребенок перестанет опасаться ситуации, когда в игре попробовал роли всех участников: учителя, учеников, родителей, самого себя. Вам станет понятно, что вызывает у ребенка беспокойство, и вы сможете исправить это тут же, в игре. Вы увидите, каких качеств недостает вашему ребенку, и в игре поможете ему их приобрести. Попробуйте вместо наставлений в игре показать ребенку, каким вы хотите видеть его поведение. Проявите гибкость и изобретательность. Играйте по 15-20 минут, игра должна приносить удовольствие вам и ребенку. Через 2 недели регулярных игр/занятий отношение ребенка к школе будет более доброжелательным и заинтересованным.
Играйте с ребенком в специально организованные игры
Внимание, память, выдержка не даются детям от рождения. Их тоже воспитывают и тренируют. Но только постепенно. И только на положительном эмоциональном фоне. Чтобы сформировать у ребенка способность самостоятельно контролировать свои функции (внимание, память, поведение), тоже нужно играть. В специально организованные игры. Для улучшения памяти и внимания.
Игра «полицейский». Водящий запоминает внешность игроков, затем выходит из комнаты, игроки за это время меняют что-то в своей внешности. Водящий должен найти произведенные игроками изменения. Игра ведется от наиболее заметных перемен к менее заметным, если ребенок освоил предыдущий этап.
Игра «что пропало?». Перед игроком выкладывают 5-6 предметов, которые он запоминает. Потом 1 предмет убирают. Задача определить удаленный предмет. Постепенно количество предметов увеличивается, можно добавить запоминание порядка расположения предметов. Игра «связной». Игроку дается задание запомнить короткий текст на слух (или изображение, или несколько не связанных между собой слов, или несколько последовательных движений ведущего), которые он должен максимально точно передать в «штаб».
Нужно помнить, что сложные задания должны чередоваться с простыми, игры должны быть короткими. Не старайтесь сформировать навык в один день. Это приведет к противоположному результату. Но за пару недель регулярных тренировок вы заметите значительные улучшения памяти, внимания и самоконтроля у ребенка.
Умение читать и писать, конечно, важно. Но вспомните, что особенно успешные дошкольники впоследствии обычно выравниваются с остальными учениками. Выходит, что учить нужно не формальным знаниям, а интересу ребенка к познанию. Если вы освоили предыдущие ступени подготовки к школе, то вопрос интеллектуальной готовности ребенка не станет для вас проблемой. Школьным навыкам легче обучить ребенка в игре.
Для этого вернемся к игре «в школу». Когда ребенок привыкнет к правилам поведения в игре, можно вводить непосредственно обучение. Совместно с ребенком приготовьте маленькие тетради, раскрашенные вручную. Дайте ему возможность собрать принадлежности к урокам. В игровой форме вы можете освоить звуковой анализ слов, улучшить произношение, научить составлять рассказ по картинке, описывать природу, решать простые примеры и задачи. После того, как ребенок побыл в роли ученика и учителя, материал можно считать усвоенным.
Имейте в виду, что через сутки обычно 60 процентов информации забывается. Следовательно, требуется повторение материала в той или иной форме для его закрепления. И еще. Делайте упор на общие знания и кругозор, а не на формальное обучение ребенка чтению и письму. Чем больше знает ребенок, тем больше он хочет знать.
Читайте с ребенком книги и обсуждайте их вместе
Самое важное, читать ребенку книги и обсуждать их. Этот увлекательный для обеих сторон процесс покажет вам, насколько развита речь у ребенка, как он запоминает прочитанное, какие качества в людях ему нравятся, на кого ребенок хочет быть похожим. Во время такой совместной деятельности вы легко найдете общий язык с ребенком и сможете поддерживать нужный уровень доверия.
Удачи вам, любознательные родители!
Шпаргалка для родителей: Подготовка к школе части 1,2. Рекомендации детского психолога.
Комментарии закрыты