Итоги четверти / детский психолог онлайн
Родителям первоклассников. Промежуточные итоги.
Две четверти учебного года пробежали быстро. Можно подводить промежуточные итоги обучения первоклассников.
Чему они должны были научиться за это время?
- просыпаться утром спокойно и вовремя
- самостоятельно есть и одеваться
- самостоятельно или с небольшой помощью взрослого собирать портфель и готовить домашние задания
- поддерживать преимущественно ровные отношения с одноклассниками
- высиживать положенные уроки без выраженной утомляемости
понимать объяснение учителя на уроке (обычно не требуется объяснять пройденный урок дома повторно)
Если ваш ребенок научился этому или скоро научится, то эту статью дальше вы можете не читать. Она для тех родителей, чьим детям трудно адаптироваться к школьному режиму, освоить школьную программу, найти общий язык с одноклассниками и учителями.
Для оценки сложностей, наблюдаемых у ребенка, ответьте на следующие вопросы.
1. В какой сфере наиболее выражены проблемы ребенка
- в физической: утомляемость, головные боли, нарушение сна, аппетита, участившиеся заболевания;
- в эмоциональной: плаксивость, неустойчивое настроение, излишний пессимизм, неуверенность, тревожность, страхи, раздражительность, агрессивность;
- в коммуникативной: не может строить эмоционально благоприятные для себя взаимоотношения с детьми и/или взрослыми;
- интеллектуальные: с трудом усваивает школьную программу.
2. Степень выраженности проблем
- проявляются только дома
- проявляются только в школе
- проявляются в школе и дома
- проявляются дома, в школе и в других местах, в которых бывает ребенок
- проявляются только в учебное время (на каникулах и в выходные — нет)
- проявляются как в учебное, так и во вне учебное время.
3. Динамика
- выявленные вами проблемы появились с началом обучения в школе или раньше?
- со временем они усиливаются или ослабевают?
Ответив для себя на эти вопросы, переходим к оценке полученных данных.
1. Если у ребенка проявляются преимущественно физические нарушения, выраженные незначительно, только в период обучения (на каникулах – меньше или совсем нет), появились после начала школьного обучения, то снижение учебных и иных нагрузок на ребенка, коррекция режима дня, достаточный отдых помогут ребенку восстановить силы и адаптироваться к школьному режиму. После восстановления вы можете постепенно возвращать прежние нагрузки. Если в какой-то момент заметите, что физические нарушения возобновляются, ограничьте нагрузки на ребенка. Его организм дает вам знак, что вынести больше пока не может. Не перегибайте палку в стремлении дать ребенку разностороннее образование! Все получится, если делать постепенно.
2. Если физические нарушения выражены значительно: проявляются дома и в школе, одинаковы в каникулы и во время учебы, если присоединяются частые инфекционные или другие заболевания, или неясные симптомы, то с этими жалобами стоит обратиться к врачу, в т.ч., к неврологу. Помимо медикаментозного лечения, которое назначит врач, нужно будет снизить нагрузку, которая возложена на ребенка. После улучшения состояния ребенка нагрузку возобновлять постепенно.
3. Если вы решили, что нарушения у ребенка происходят в основном в эмоциональной сфере и выражены незначительно, то в этой ситуации обратите внимание на нагрузку ребенка (физическую, эмоциональную, интеллектуальную) и ситуацию в семье. Если вам кажется, что ребенок не успевает поиграть, заняться любимым делом, побыть один, откорректируйте такое расписание. Игра – важная деятельность для ребенка! Нарушения в эмоциональной сфере говорят о недостаточной переработке ребенком сложных ситуаций. Игра для этого необходима. И вторая важная сфера при подобных нарушениях — ситуация в семье. Если в семье принято волноваться по поводу ребенка: его здоровья, школьной адаптации, успеваемости и т.д. то ребенок быстро это усваивает и формируется эмоционально неустойчивым, неуверенным и тревожным. Если исправить отношение взрослых самостоятельно не получается, обратитесь к детскому психологу.
4. Если эмоциональные нарушения у ребенка выражены значительно, то это повод для обращения к психологу, и возможно, к врачу (неврологу, психотерапевту).
5. Если сложности у ребенка проявляются в коммуникативной сфере, выражены незначительно, то помочь сможет школьный психолог или учитель. От родителей потребуется терпеливое и доброжелательное отношение к ребенку, без нравоучений и прямых инструкций. Разговаривайте с ребенком, разрабатывайте совместно выходы из сложных для него ситуаций. Постепенно ребенок научится находить друзей и выстраивать комфортные для себя взаимоотношения с окружающими.
6. Если сложности в коммуникативной сфере выражены значительно, не откладывайте визит к врачу (неврологу, психиатру/психотерапевту). Особенно при нарастании нарушений со временем.
7. Если ребенок испытывает трудности с освоением школьной программы, но не постоянные и не по всем предметам, а преимущественно в какой-то одной области, стоит обратиться к детскому нейропсихологу. Этот специалист определит степень зрелости головного мозга ребенка в соответствии с возрастом. При необходимости назначит коррекционные занятия или дополнительное обследование.
8. Если трудности в обучении у ребенка значительные, выражены по всем предметам, то ваш первый специалист – медицинский психолог для детей. Он определит уровень интеллектуального развития ребенка. Если он окажется низким, то психолог направит ребенка к психиатру. От психиатра можете получить рекомендации по дополнительным занятиям для ребенка с логопедом, дефектологом, психологом (если необходимо).
Уважаемые родители! Если вы заметили у вашего ребенка описанные в статье проблемы, уделите время здоровью ребенка. Обратитесь к специалисту!
Комментарии закрыты