Экология общения / как жить советы психолога
Любите ли вы подслушивать чужие разговоры? Возможно, подслушивать не хорошо. Но если люди говорят в общественных местах громко, то ничего другого не остается, как слушать. Я охотно слушаю, услышанное обдумываю, систематизирую и результаты размышлений записываю.
Какая прелесть эти разговоры! Чего только не узнаешь, ожидая ребенка после уроков, во время занятий в кружках, во время поездок в транспорте. Истории на любой вкус: про неблагодарных детей, про учителей – садистов, врачей-маньяков, недовес, обсчет и прочую несправедливость и неприятности. Историй с позитивным сюжетом очень мало. И те, кто их рассказывает, обычно в коллективной беседе надолго не задерживаются.
Была у меня одна знакомая, которая стала замечать после участия в подобных разговорах ухудшение самочувствия, головные боли, раздражительность, недовольство. Она попросила меня помочь разобраться в этом. И вот что у нас получилось.
Понаблюдав за ситуацией, мы выделили несколько важных факторов, связанных между собой, которые вызывали у нее болезненную реакцию.
- Взрослые часто чем-то озабочены, куда-то спешат, что-то забыли (или опасаются, что забыли), недовольны медлительностью или недостаточной сообразительностью ребенка. Выглядят такие взрослые хмуро, в общении с детьми часто раздражительны, повышают голос.
- Отправив детей на занятия, взрослые, даже мало знакомые, общаются между собой. Как правило, обсуждаются ПРОБЛЕМЫ. Собеседники охотно делятся негативными эмоциями, ужасаются, сочувствуют, пугаются, тревожатся и т.д. Оптимистичные темы в разговоре возникают реже, находят меньший отклик у слушателей, быстро иссякают.
- В разговорах часто упоминается негативный опыт и предполагается повторение его в будущем для себя или детей (внуков).
Конечно, люди, которые делятся негативными эмоциями, не выглядят счастливыми. Хотя никакого горя ни у кого из них в тот момент нет. Получается, что они самостоятельно формируют свое настроение из негативных эмоций и не принимают во внимание положительные. Но не забываем, что эти люди – родители, бабушки и дедушки, воспитывающие детей. И такое пессимистичное мышление, а вслед за ним и настроение, они не только сами практикуют, но и формируют у своих детей.
Для начала она сократила свое участие в подобных диалогах. Это сразу освободило достаточно времени и места для других мыслей. Не говоря о том, что уменьшилось количество негативных мыслей и эмоций.
Комментарии закрыты