Подготовка к школе / детский психолог онлайн
Шпаргалка для родителей. Часть первая — рекомендации детского психолога
С наступающим новым годом, родители! С новым учебным годом!
Родителям школьников известно волнение перед 1 сентября, особенно если ребенок — первоклассник. А сколько из родителей идут в школу так, будто они сами первоклассники!
И учатся так ответственно, будто это их собственная учеба! И воспринимают промахи и неудачи ребенка так, будто это их собственные просчеты!
Как можно уменьшить негативные переживания родителей и ребенка, связанные со школой? Обычно родители стараются научить ребенка заранее читать и писать, решать примеры. Но только ли это требуется в школе и что создает проблемы для первоклассника во время обучения?
Детский семейный психолог
Почему дошкольника, который хорошо говорит, читает, считает и пишет, не всегда возьмут в школу со специальными требованиями? Значит, дело не только в формальных знаниях, но и в чем-то еще.
Детский семейный психолог
Давайте, разберемся с этим вопросом и поможем нашим детям лучше адаптироваться к взрослой школьной жизни.
В течение нескольких лет я входила в состав врачебной комиссии, которая определяет физическую и психологическую готовность ребенка к школе. Свой профессиональный и родительский опыт я обобщила в этой статье. Конечно, экзамен при поступлении в школу для первоклассников отменен. Но родителям лучше представлять те качества, навыки и знания, которые помогут ребенку стать школьником. В 1 класс обычно принимают детей от 6 лет 6 мес. до 8 лет.
На что обратить внимание при самостоятельной оценке готовности ребенка к школе.
Физическая готовность ребенка
- ребенок не спит днем и это не ухудшает его самочувствие
- ребенок регулярно ложится спать в определенное время и просыпается отдохнувшим примерно тогда, когда придется вставать в школу
- умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, молнии, обувь, снимать и надевать майку, колготки
- самостоятельно может сходить в туалет, вытереться и потом правильно одеться
- ребенок самостоятельно ест и убирает за собой посуду
Психологическая готовность ребенка
- у ребенка сформирован приоритет учебной деятельности над другими видами активности
- умеет удерживать внимание волевым усилием (произвольное внимание), несмотря на шум и другие отвлекающие моменты
- слушает инструкцию (понятную ему по возрасту), запоминает ее и действует согласно инструкции, не требуя персональных подробных объяснений
- умеет сдерживаться некоторое время, если хочется говорить, есть, пить, в туалет и т.д.
- обращается за помощью к детям и учителям, если ему нужно
- складывает сам свои вещи (это поможет легко научить ребенка собирать портфель самостоятельно)
- имеет представление о распорядке дня и знает основные моменты своего расписания (это поможет ребенку ориентироваться в школьном расписании и легче готовиться к урокам)
- ложится спать и просыпается спокойно, без конфликтов.
И еще. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу? Насколько дружелюбны или враждебны его представления о школе? Что стоит во главе угла: мотивация к получению знаний, получение высокой оценки, общение или что-то другое?
Интеллектуальная готовность ребенка
- ребенок правильно говорит на том языке, на котором он будет учиться (предложения развернуты, правильное использование предлогов, верные окончания)
- понимает обращенную к нему речь на этом языке
- знает имена и возраст родителей, братьев и сестер, род деятельности родителей
- знает свой возраст, дату рождения, свой адрес
- знает названия частей тела, имеет представления о функциях некоторых органов (сердце мозг, желудок)
- ребенку доступны понятия: вперед, назад, верх, низ, середина, право, лево
- ребенок имеет представления о времени: быстро, медленно, утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня и т.д.
- считает предметы до 10
- знает стихи и сказки (подходящие по возрасту), загадки, умеет объяснять отгадки, понимает значение образных выражений
- знает времена года и месяцы, умеет рассказывать о природе
- знает цвета и оттенки, основные геометрические фигуры, классифицирует предметы (овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт и т.д.) и объясняет свой выбор
- рассказывает о своих играх, увлечениях, о семье, домашних питомцах
- ребенок хорошо держит карандаш, срисовывает простые элементы (волны, крючки, геометрические фигуры и т.д.); рисует человека с прорисовкой лица, пальцев на руках и одежды соответственно полу
- может заниматься одной деятельностью (учебной) 30 минут без постоянного участия взрослого.
Представляете, сколько всего ребенок должен знать и уметь, только чтобы пойти в школу!
Что же будет, когда начнется учеба?! Но вот писать и читать перед началом обучения в школе ребенок не обязан! Этому учат в школе.
Что же делать, если школа на носу, а ребенок чему-то не соответствует? О способах краткосрочной работы по подготовке ребенка к школе можно прочитать в следующей статье, даллее …
Шпаргалка для родителей. Часть вторая — рекомендации детского психолога
Если после прочтения первой шпаргалки вы решили, что ваш ребенок достаточно подготовлен к обучению в школе, продолжение статьи вас вряд ли заинтересует. Но если в первой части статьи вы нашли некоторые пункты, которые вас насторожили, то во второй части я расскажу о некоторых способах, которые помогут вам и ребенку подготовиться к школе. Остановимся подробнее на физической готовности ребенка.
Если ребенок выглядит младше своего возраста, легко устает от учебных и физических нагрузок, предпочитает игры любой другой деятельности, чрезмерно обидчив и плаксив, с трудом может сам занять себя, часто говорит с ошибками и ему нет 7 лет, то лучше подождать до следующего учебного года. За это время ребенок физически окрепнет и психологически подготовится к школе.
Если вы обнаружили у ребенка трудности с самообслуживанием (одеться, поесть самостоятельно, убрать за собой и т.д.), то за оставшееся до школы время можно успеть многое.
Для начала нужно точно определить, что ребенок может делать самостоятельно, а что не может. Часто бывает так, что родители не замечают некоторых достижений ребенка и продолжают по привычке помогать ему в том, что он уже научился делать сам. Чтобы уточнить его настоящие навыки, в обычных бытовых делах стоит приходить на помощь ребенку только после его просьбы (попросите об этом же бабушек и дедушек), не стараться опередить и предугадать его желания (это провоцирует и усиливает несамостоятельность!). Скорее всего окажется, что ваш дошкольник может самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свои вещи, игрушки и убирать за собой посуду. Только делает медленнее, чем взрослый и не приучен делать это регулярно.
В таком случае ваша задача продолжать держаться в бытовых вопросах на расстоянии и приходить на помощь только по просьбе ребенка. При этом воздержитесь, пожалуйста, от желания покритиковать его умения. Наоборот – чаще хвалите его. И каждый раз старайтесь отодвинуть немного свою помощь по времени, т.е. прибегайте не по первому требованию, а попозже (как только закончите свои дела). Это даст ребенку возможность попробовать свои силы самостоятельно.
Можно играть в игры, где важно быстро и правильно одеться, собрать и разобрать багаж (портфель). И, конечно же, если вы еще сопровождаете своего ребенка в туалет и моете его, самое время ему научиться делать это самостоятельно.
После того, как с самообслуживанием все прояснилось, переходим к более сложным вопросам. Это распорядок дня. Если ребенок пока не имеет о нем представления, начать лучше с определения времени отхода ко сну и времени пробуждения. Если с часами его еще не знакомили, покажите цифры, при которых нужно собирать игрушки и готовиться ко сну. Выберите с ребенком мелодию и заведите будильник на это время. Когда будильник зазвонит, спокойно и доброжелательно помогите ребенку завершить игру, собрать игрушки, подготовиться ко сну и лечь. Покажите цифры на часах, при которых он должен лежать в постели. Покажите время на циферблате, в которое он обычно просыпается. Позже вы научите его просыпаться по будильнику самостоятельно.
Имейте в виду, что на отработку одного навыка (ложиться спать в определенное время) требуется около двух недель регулярных тренировок. Тренировки обязательно должны нравиться вам и ребенку. Через две недели можно приступать к отработке следующего навыка (подъем в определенное время). При удачном освоении этих навыков, далее можно сокращать двухнедельный срок и вводить новые пункты в расписание быстрее. Но не стоит вводить новый пункт, пока не освоен предыдущий.
После того, как ребенок спокойно самостоятельно будет ложиться спать и просыпаться, можно составить с ним распорядок дня. Совместно с ребенком рисуете и пишете те пункты в расписании, которые будут у него каждый будний день: уроки, кружки, подготовка домашних заданий, развлечения. На выходные дни также составляете расписание, но менее плотное, включающее больше развлечений, в том числе совместно с родителями.
Старайтесь, чтобы ваше участие в жизни ребенка касалось не только дисциплины, но и удовольствий. Обычно за 2-3 месяца ребенок сможет адаптироваться к расписанию при вашей доброжелательной поддержке. Учтите, что расписание не догма, его всегда можно адаптировать под возможности ребенка, нам всем что-то дается легче, а что-то сложнее. Помните, что чем больше ваша активность относительно ребенка, тем меньше его самостоятельность. А ведь более самостоятельный ребенок увереннее чувствует себя в общении с учителями и детьми, сам отвечает за свои достижения и просчеты и может их исправить без помощи родителей. Постепенно вырастет ваша уверенность в ребенке и спокойствие за него.
О повышении психологической адаптации ребенка читайте в следующей части.
Я Наталья Чупринина | детский психолог online
Провожу консультации с родителями и детьми от 3 лет по cкайпу и путем переписки в Skype, Viber, WhatsApp, E-mail, а также на личном приеме в клинике в Москве. Записаться на консультацию Вы можете:
Телефон | Viber | Whatsapp: +7 (926) 617-48-43
Эл.почта: dr.chuprinina@yahoo.com
Скайп: chuprinina_natasha
Комментарии закрыты