Глядя на этих детей, кажется, что в них-то и находится вечный двигатель. Всем встречались эти подвижные, шумные, нетерпеливые и неутомимые дети, требующие повышенного внимания взрослых. Возможно, вы сами воспитываете такого ребенка. Я хочу поговорить о гиперактивных детях. «Гиперактивность» — слово известное и в последнее время популярное у родителей, учителей, врачей. И неспроста. Среди школьников количество гиперактивных детей достигает 17%.
Гиперактивный ребенок. Как выглядит гиперактивный ребенок?
- Для гиперактивных детей характерно нарушение внимания. Им трудно сосредоточиться на монотонной, однообразной деятельности, требующей целенаправленного внимания. Они легко отвлекаются на незначительные раздражители, не могут самостоятельно вернуться и закончить начатое. Им сложно преодолевать затруднения при выполнении задания.
- Эти дети импульсивны, несдержанны, многречивы, суетливы и не последовательны. Они легко переходят от веселья к плачу, подолгу не могут успокоиться. У них сложнее сформировать самоконтроль за поведением и эмоциями. Они часто ссорятся с детьми, не выдерживают правила игры, превращают её в драку. Будучи детьми добрыми и сопереживающими, они обычно сожалеют о своих поступках, но не могут достаточно контролировать свое поведение.
- И непосредственно гиперактивность. Дети чрезмерно подвижны, не могут усидеть на месте, начинают много дел, не заканчивая их. С трудом усваивают правила поведения. Кроме того, у гиперактивных детей часто отстает развитие речи, хотя они обычно сообразительны и любознательны.
Хотя гиперактивность диагностируется обычно в возрасте от 3 лет, предположить у ребенка наличие предпосылок к её формированию можно раньше. Дети, склонные к развитию гиперактивного нарушения, еще на первом году обращают на себя внимание быстрой сменой настроения, легко возникающими капризами и плачем. У них легко нарушаются сон и пищеварение. Им трудно целенаправленно играть с игрушкой и осваивать разные игры, следить за действиями взрослых и играть с ними. Такие дети могут несколько отставать в развитии двигательных функций, выглядят неуклюжими, часто падают и травмируются. Их речь часто формируется с задержкой.
Почему они такие?
Одной ясной причины, по которой ребенок формируется гиперактивным, не существует.
Имеют значение
- наследственная предрасположенность
- тяжело протекающая беременность и роды
- особенности воспитания ребенка.
В результате совместного воздействия этих причин головной мозг созревает с задержкой, в нем нарушается баланс веществ, ответственных за возбуждение и торможение нервных клеток.
Что делать, если вы предположили у своего ребенка гиперактивность?
Конечно, для начала обратиться к врачу: педиатру или неврологу, которые назначат дополнительное обследование, оценят его результаты, пропишут лечение. При необходимости порекомендуют консультации других специалистов.
Независимо от вашего обращения к врачу, есть часть работы с гиперактивным ребенком, которую вам придется выполнять самостоятельно. Это специальные воспитательные приемы, игры и правила, которые необходимы ребенку для улучшения внимания, повышения способности к адаптации, формирования самоконтроля и других необходимых навыков.
Чтобы родителям понять правила жизни с гиперактивным ребенком и научиться методам семейной коррекции, нужна консультация и работа с психотерапевтом. Помните, что гиперактивность в той или иной степени сохранится в вашем ребенке долгое время. Необходимо научить его понимать эти особенности и исправлять их. Чем раньше вы начнете коррекцию, тем лучше результат.
Комментарии закрыты